Блог дизайнера

Со временем, при накоплении определенного количества готовых работ, у любого дизайнера возникает потребность в создании личного портфолио. Хочется разобраться, создавать ли его на стороннем ресурсе (фриланс, биханс, веблансер например) или в виде отдельного сайта?

С одной стороны, сервисы позволяют по максимуму сократить всевозможные трудозатраты. Начиная от подготовки превьюшки и заканчивая оформлением страницы. Не нужно платить за разработку собственного сайта, не нужно заморачиваться с поддержкой. Но как показывает последняя практика, все чаще владельцы таких ресурсов вынуждают заплатить пользователя за доп. услуги. За те-же самые превью, за индивидуальные заголовки страницы, за дополнительные поля и возможности у личного портфолио.

Я всегда был сторонником отдельных сайтов. Так сложилось. Его можно продвигать, на нем можно размещать любую информацию. Его можно создать таким, как самому кажется удобным. Тем более, для меня всегда является минусом, если у дизайнера отсутствует личный сайт. И не всегда он должен быть крутым, навороченным показателем уровня.

Пусть это будет минималистичный макет с 2-мя абзацами текста и удобным просмотром работ, но это будет уже выигрышнее, чем размещение работ на фриланс-сервисах.

Далее субъективно... Мне всегда приятно знать кто автор работы, кто еще принимал участие в проекте, сколько времени это заняло и сколько денег взяли у заказчика. На какой CMS сидит готовый сайт, кто занимается его технической поддержкой. Для меня, пожалуй, это главный показатель в принятии решении. Для многих наших клиентов (ранее) было также.

Эксперимент с текстами также оправдал себя. Раньше на сайте была написана самая стандартная корпоративная хрень, которую мало кто читал. В духе: "Мы молодая, перспективная, развивающаяся команда... Мы создаем работающие сайты и пр...". Потом написали: "Мы не соблюдаем сроки, как и все. Не работаем с заказчиками, который знает все больше нас, но не может все самостоятельно выполнить. Не любим делать документацию." И наоборот заказчиков стало больше! Стали читать, стали спрашивать: "Действительно сроки не соблюдаете?". Мы: "Ну да, бывает, но не на месяца. Просто не каждая работа прет" И обращались ведь, становились клиентами.

Также в портфолио стали выкладывать абсолютно все работы. А не только те, которые самим нравятся (примерно половина). Тоже никаких отрицательных эффектов не замечено. Кстати: вот недавно выполненная работа.

Конечно, есть разные уровни заказчиков, но корпоративные и бюрократичные слизни, которые не принимают окончательных решений, нас мало интересовали. С таких надо 3 шкуры драть, чем, собственно, и занимается часть студий.

Итак: если планируете работать в дизайне (а также в любом другом направлении интернет-услуг), то личный сайт обязателен. Не пожалейте 10 т. р. и сделайте индивидуальное портфолио. В миллионах других анкет на фриланс-сервисах вас никто не найдет!
11 января 2011

У любой творческой профессии (особенно у фрилансеров) есть свой срок годности. Так, например, копирайтеров на постоянке хватает на пару месяцев, потом начинается либо откровенная лажа, либо увольнение. Надо обязательно менять тематику статей. У дизайнеров посложнее, кого-то хватает на 3 года, кого-то на 7 лет, но в итоге все равно большинство "изрисовываются". Ведь мне практически не встречался дизайнер "за 35" и после 10 лет труда в одной области. Либо идут вверх, либо уходят из профессии.

Вот также и у меня было. По-началу все получалось с пол пинка. Хорошие макеты за 2 часа, которые реально радовали не только заказчика, но и мне было приятно их выставить в портфолио. Можно было в неделю делать не напрягаясь 3 макета. Дальше - хуже! Потом по одному макету в неделю не напрягаясь. Все чаще стала получаться некондиция, которую и показывать-то было стыдно. Очень много макетов получались практически копиями предыдущих, т. е. никаких особо новых направлений не использовалось. Хорошие работы стали появляться все реже и реже. По 1 макету уходило в портфолио из 3-5 нарисованных в месяц.

Сейчас же вообще не могу ничего придумать, именно поэтому и отошел от данного направления, углубился в пассивные доходы (где нервов еще больше надо) и не творческую рутину. Рисую иногда для себя и своих проектов, но что-то хорошее обычно получается случайно.

Знакомо? А что делать? Можно конечно посетить какие-нибудь курсы. Повертеться в профессиональном обществе, чтобы подхватить новые направления, фишки и вдохновение. Устроиться в коллектив, который в моменты кризиса будет помогать своими мыслями и предложениями. Но дизайнер был из меня хреновый и нужно как-то двигаться дальше. Тем более на данном поприще появилось очень много молодых и талантливых ребят, которые за вполне вменяемые деньги рисуют очень хорошие вещи. Т. е. исполнителей, на самом деле, очень большой избыток. И в текущей ситуации нужно 10 раз подумать, прежде, чем выбрать профессию веб-дизайнера.

Вот так и получается, что после определенного срока службы дизайнеры с программистами открывают свои компании, уходят в другие сферы заработка. Копирайтеры изучают программирование. Сеошники запускают свои проекты и перестают следить за нервными апами яндекса. Все меняется! Но интернет на текущий момент (и ближайшие лет 5 точно) остается наиболее грамотным вложением средств и усилий, поэтому работать в оффлайне невозможно, да и не перспективно совсем!
23 ноября 2010

Хочу спросить всех фрилансеров (думаю, их большинство среди читателей): а что может произойти, чтобы вы пошли работать в офис? Какими бы условиями вас можно было туда заманить? И кем хотели бы работать вообще?

Будучи самым заядлым противником работы "на дядю", даже мысли не допускал о том, что смогу на кого-то работать. Тем более тот "фриланс", которым я занимался последнее время очень сильно расслабил и обленил. Пассивные доходы, свои проекты, свободный день, выходные 6 дней в неделю, фитнес-центр и бассейн днем, рыбалка в любое время...

Но был и дискомфорт. Все знакомые являются по-большей части офисным планктоном и работают 5 дней в неделю, соответственно свое время свободное мне можно было проводить либо в одиночку, либо тупо лениться дома. А те выходные (СБ и ВС) для меня не имели никакой ценности. Но даже в моменты такого застоя я и не думал куда-то приткнуться.

И тут, совершенно случайно мне попадается вакансия администратора регионального интернет-магазина. Кликнул на объявление, почитал, даже заинтересовался. Позвонил, поговорили, пошел на собеседование. Ну, думаю, если как обычно не сойдемся направлениями взгляда, то и хрен с ними... Не велика потеря. Но пообщались и условия, а также вся политика очень порадовала и заинтересовала. Нужен не просто администратор магазина, который будет тупо позиции обновлять и заказы на менеджера переводить, а именно инициативный работник.

Вот чего мне не хватало все это время. Если везде, где я работал, а также просто на уровне собеседования чувствовал, нужен был человек, который выполняет определенные функции и особо не рыпается никуда, то в данном случае предоставляется полная свобода. Изменение дизайна магазина (ну понятное дело с согласованиями), продвижение в регионе, рекламное медиа-планирование и вообще полная свобода. Т. к. по-сути руководство компании не особо шарит в интернете, они ищут специалиста, который бы возглавил данное направление. Это не рядовая должность дизайнера со скучнейшим набором рутинных обязанностей.

Посмотрим как будет в действительности, но на текущий момент полон энтузиазма и желания работать. Даже не зарплата греет, не коллектив какой-то там и не социальные преимущества псевдо-защищенности, а именно свобода и полное доверие в действиях. Завтра будут известны результаты собеседования, материте меня :)
6 сентября 2010

Сегодня речь не про игровые автоматы и хитрые схемы выигрыша в казино, а про конкуренцию. Еще каких-то 3-4 (а может и больше) года назад понятие фриланса у меня (да и не только меня) ассоциировалось с легкими деньгами. Дизанер с более-менее средним уровнем и минимальным содержанием "лени" мог зарабатывать очень хорошие деньги (>100к рублей в месяц), при этом напрягаясь в разы меньше, чем люди на заводах. Потом появилась сапа и понятие "пассивного" дохода. В связи с чем еще более обленились некоторые личности :) Делать-то ничего не надо было, пару раз в месяц нарисовать макетик и своевременно обновлять свои пару проектов. "Школников", как таковых, не существовало. И можно с уверенностью назвать те зарабатываемые деньги - легкими!

Но сегодняшняя картина изменилась. Человеку хватает минимального времени, чтобы вникнуть в суть и начать продавать себя. Появилась куча автоматизированных систем и сервисов. Так кому все-таки на текущий момент живется хорошо и кто не испытывает конкуренции в своей нише?

Дизайнеры. Куча уроков и появление профессиональных сообществ привело к быстрому росту уровня специалистов. Если раньше хорошо рисовали в САЛе, у Пирогова и пара фрилансеров (фригер с ферраристом), то сейчас хорошо пидо**сят фотографии уже с первых шагов. В связи с этом понятие "среднего уровня" расплылось. Есть те, у кого вообще чувство вкуса отсутствует, есть другие, которые делают очень хорошо, долго и дорого. А есть все остальные. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже. Так вот этот остальной сектор (которых подавляющее большинство) сейчас максимально подвержен конкуренции. И это видно по тем-же конкурсам. Если раньше при слове "тендер" многие даже с дивана не вставали, то сейчас каждый раз задумываются о принятии участия. Т. е. деньги уже не достаются так легко, их нужно зарабатывать!

2. SEO и оптимизация. Тут тоже полный фарш. Раньше продвижением занимались только "избранные". Сейчас же, чтобы начать предлагать услуги оптимизации, достаточно пару дней почитать форум о поисковых системах, разобраться что к чему и научиться пользоваться сеопультом. Насколько я знаю, многие компании сейчас отказываются от продвижения в поисковиках (именно этого одного направления) и выполняют эту работу своими силами. Сервисы все сделают сами. Это их задача следить за алгоритмами, позициями, адаптироваться под текущие условия работы поисковиков и зарабатывать на этом деньги!

3. Копирайтинг. Это, пожалуй, стартовая ступень всех школьников. Где еще можно зарабатывать, если делать ничего не умеешь. Правильно, работать с синонимами и переставлять местами слова. Все это и называется рерайт, за который многие платят деньги. Опять же, у кого-то получается хорошо и дороже, у кого-то хуже и дешевле. Я сейчас даже и не знаю что творится с теми копирайтерами, у которых я заказывал тексты для сайты студии за 150$ для 6 разделов. Наверняка, либо перепрофилировались, либо уже сбросили планку до текущих реалий, чтобы быть в струе. Я много писал о копирайтинге и о различиях дешевого и дорогого... не будем в это углубляться. Но эти услуги, наверняка самые "забитые" горами исполнителей.

4. Программирование. Раньше я мечтал освоить это направление, или хотя бы какую-нибудь одну CMS, чтобы делать сайты без привлечения сторонних специалистов. С другой стороны программеры завидовали мне, чтобы рисовать сайты самостоятельно :) Т. к. это направление не очень легкое и чтобы понимать нужно проштудировать ни одну книгу, конкуренции тут не очень много. По крайней мере хороших исполнителей найти не так-то и просто. Думаю, что программисты даже начального и среднего уровня всегда нарасхват. Даже в студии берут обычно 1 дизайнера и 2-3 программистов. Хотя могу и ошибаться, т. к. в этой теме не плаваю.

Итак, что имеем... Научили на свою голову? Теперь стало тесно на данном поприще, а будет еще в 10 раз теснее. Работа в веб набирает обороты с каждым днем и люди даже не задумываются в школьные годы, как так зарабатывать деньги на заводах, когда можно клепать говносайты и получать не меньше.

Что думаете по этой глобальной проблеме? Или это совсем не проблема, а только меня так нагнуло?
30 августа 2010

Последнее время такое чувство, что ценник на дизайн и создание сайтов очень хорошо снизился за последнее время. Возможно это местечковое явление, которое где-то более отчетливо проявляется, где-то менее. Выводы свои делаю по форуму о поисковых системах и сообществе фриланса.

А наблюдается, собственно, следующее... Если раньше ценник на приличный дизайн был не ниже 250-300$, а готовый макет стоил 100-200$, то сейчас вполне хороший дизайн можно заказать за 100-150$ максимум, а готовые макеты не продаются дороже 50-70$.

Вызвано это скорее всего конкуренцией на данном рынке. "Среднячков" (в которые вхожу и я) развелось очень много. Естественно, планка элитного дизайна наверняка держится на месте, да и уровень работ там достаточно высок, чтобы вызвать какие-то потрясения от массового наплыва исполнителей. В низшей категории тоже все стандартно, люди клепают говносайты, продают их за копейки и прогрессируют.

Может это выводы не глобальные, но тенденция к снижению цен очень хорошо проглядывается. На фрилансе это не так заметно, по-моему мнению, а вот на серче ужас. Я уже давненько не видел, чтобы вразделе дизайна макеты продавались дороже 100$. Причем не ГС, а вполне хорошие, портальные дизайны, в которых чувствуется не один час кропотливой работы. Хотя с другой стороны, возможно это у меня уходит несколько дней на подобный макет, а у более "свежих" дизайнеров с кучей идей и амбиций, времени затрачивается намного меньше, соответственно и продавать за копейки не жалко.

Сейчас даже можно провести конкурс на том-же серче (например по логотипу с призом в 2-3 т. р.) и получить полтора десятков вполне приличных и идейных логотипов. Хотя раньше кроме Бертеневой и смотреть то было не на кого. Такая-же история и с дизайном. 7-8 т. р. и готово 5-7 работ, из которых действительно есть что выбрать.

Возможно это все просто "издержки профессии" и об этом совершенно не догадываются другие 99% заказчиков. Поэтому мне интересно ваше мнение. Не только дизайнеров, а вообще всех веб-мастеров, которые предоставляют услуги через интернет (оптимизаторы, копирайтеры, дизайнеры). Есть у вас подобные мысли в своей отрасли?
8 июля 2010

1. Работаю обязательно по 50% предоплате. Не зависимо от того, знамый заказчик, или не знакомый. Заказ берется в работу и планируются сроки обязательно после поступления денег на счет.

2. Брифа никакого нет. Мне не важно какие у вас преимущества перед конкурентами, т. к. это никак не влияет на будущий дизайн. Обычно брифом являются пожелания к разработке. Они могут быть более свободные, или более жесткие, с определенными требованиями. Пожелания в аську, или на мыло - самый оптимальный вариант уже долгое время.

3. Любое ТЗ до начала работы обсуждается, предлагаются более выгодные решения и уточняются все неясные моменты.

4. Если проект очень срочный и заказчику он нужен не за 2-3 недели, а за одну, то в таком случае стоимость разработки увеличивается на 50%.

5. Все доработки по проекту бесплатные. Первым делом оценивается коцепт (30% от финального вида). Потом он грубо дорабатывается и снова согласовывается. Если все в порядке, производится уже шлифовка мелких деталей и готово.

6. Если со сроками запаздываю на 1-3 дня, обычно делаю 10% скидку по проекту.

7. При изменение первоначального ТЗ или большом кол-ве правок в стиле "давайте посмотрим как будет так" - бюджет и сроки пересматриваются.

8. Бывает так, что взял заказ, неделю подумал и он у тебя не прет ни в какую. В такой ситуации всегда возвращаю предоплату +10% компенсации и оставляю право отказаться от заказа.

9. После показа концепта предоплата уже не возвращается. Но в некоторых случаях возвращал, т. к. сам знал, что схалявил.

10. Исходники высылаются только после получения полной оплаты заказа. Все скрины и промежуточные варианты высылаются в качестве 50% JPG. (данное правило не относится к заказчикам, с которыми работаем продолжительное время и не первый раз)

А как работаете вы? Что можно добавить/улучшить в данном подходе?
24 февраля 2010

Последнее время мои дела напоминают движение большого поезда. Сначала понадобились огромные усилия, чтобы сдвинуть его с места, но по мере набора скорости все меньше остается шансов на быструю остановку.

Вроде началось все с говносайтов. Таких маленьких, из 50 статей. Потом стало скучно, эти ГС стали обрастать каким-то сервисами. Все заработанные деньги снова пускались в оборот, на увеличение функционала, на раскрутку, на более качественные и прогрессивные продукты. Теперь вроде все есть, все работает, но опять что-то не то. Хочется еще больше и больше. Совершенно другие по уровню фишки, разработка которых уже окупается самим проектом за 6 и более месяцев тупой продажи ссылок в сапе.

Вроде один проект выведен на приличный уровень и доходов, и технической части. Но этого опять мало. Хочется второй. Разработка которого такие дебри, что у самого в голове еще нет четкой структуры работы всего этого механизма. Раньше на клубнику посадил, залил 10 статей и радуешься своей копейке. А сейчас хочется бонусы для пользователей с обменом в интернет-магазине, рейтинги, которые почти невозможно будет накрутить, полный интерактив, ajax и пр. пр.

Вот так и получается, что год назад я надеялся, что буду радостно жить и нифига не делать со своим рублем в сапе, а на деле завертелось все так, что этот рубль никуда совершенно не лезет, т. к. сумма уже копеечной кажется. То регистрация в ЯК, то разработка новых модулей (а это не URLS.ini в клубнике поправить), то придумывание новых сервисов для уже существующих проектов и усовершенствование текущих, то сумасшедшие и очень выгодные предложения со стороны... И не видно этому конца и края. А деньги, при отсутствии данной деятельности еще должны оставаться, но на деле сижу в долгах, отдавая одни и тут-де одалживая снова на проекты. Т. о. проекты получились огромной черной дырой, куда только все вкладывается. Про отдачу пока говорить рано, т. к. размах получился очень большим. А деньги с сапы - это лишь крошечный процент от того, сколько потрачено. И главное бросать не хочется, а хочется двигаться дальше! Обрадуйте меня, это никогда не закончится? Чем больше буду получать, тем больше буду вкладывать? Или стоит остановиться на каком-то этапе, бросить все и начинать складывать бабло под матрас?
28 октября 2009

Представьте себе ресторан. Диалог клиента с официантом (действующие лица вымышлены, совпадения случайны).

Клиент, *деловито*: Так, вы знаете, щас я ограничен в средствах, поэтому принесите мне только суп. Да… вот, луковый. У вас же есть в меню луковый суп. И побыстрее, пожалуйста. Он был мне нужен еще вчера.

*пробуя* Это что, луковый суп? По классическому рецепту?! *с сомнением* Вы знаете, я как-то иначе его себе представлял… Совсем иначе… что вот это такое в нем плавает? Сухарики? Я не заказывал сухарики. А где мясо? Кто вам будет есть суп без мяса? Давайте-ка переделайте. Давайте без сухарей, добавим вермишельки, а тот как-то пусто, картошечки там, звездочек из моркови, мяска конечно побольше, ну и, может, обойдемся без лука? Да, а то и звучит как-то некрасиво. Жду. Побыстрее, пожалуйста.

*пробуя* Мда… в принципе ничего… но хотелось чего-то большего, знаете. Понасыщенней. А то вкус какой-то банальный. Может, попробуем что-то принципиально иное? Например… борщ. По-моему, отличная идея. Борща мне! И поторопитесь, пожалуйста.

*разглядывая борщ, брезгливо* Вы знаааете… я это даже пробовать не буду! Вы где взяли борщ такого цвета? Чо он у вас какой черный, тухлый, что ли? Слушайте, я в курсе, что я в черных очках. Я хожу в том, в чем мне удобно! Да, всегда в них! И хочу видеть нормальный борщ нормального цвета! Красного, а не черного! Будьте любезны, подайте мне обычный красный борщ… Чтоб я видел, что он красный!

*разглядывая борщ* Так, ну вот это другое дело. Очень живенько.

*пробуя, плюясь* Вы чо мне даете, это не борщ! Жижа какая-то. Нет, ну у нас с вами ваще ничего не получается. Я прямо даже и не знаю. Ну давайте мне, что ли, тот первый луковый суп, который был в начале… Он вроде ничего был. Ну да, тот самый, вы его не вылили еще, надеюсь? Как вылили?! А вас кто просил? Тогда готовьте заново. И побыстрее. Теряем время.

*пробуя луковый суп* Мда… А он ведь мне еще тогда не понравился… Я был прав. Я его не хочу.

*грустно* Я понимаю, что вас достал уже, но суп мне надо обязательно. Ну придумайте что-нибудь, ну я не знаю, а? Грибную солянку? Звучит аппетитно, но у моего шефа аллергия на грибы. Не покатит. Харчо? Боюсь, слишком остро… Нет, вы принесите, конечно, но я его вряд ли буду есть. Но принесите на всякий случай. Две порции. Одну обычную, и одну не острую. Ну, перца туда поменьше положите или что у вас там кладут.

*пробуя харчо* Не то. Знаете, совсем не то. А без перца ваще дрянь, вы были правы… Я теперь просто даже и затрудняясь…

*оживляясь* А знаете? А разведите-ка вы мне Доширак кипяточком! Да, вот так просто! Его ж трудно испортить, правда? О, отлично, самое то, и сытно, и по цене замечательно!

*жадно хавая Доширак* ну вот видите, совсем другое дело!

*расплачивается за Доширак и уходит*

Почему в ресторане такое невозможно? И почему постоянно практикуется при работе с дизайнером?(с)стащено откуда-то
11 сентября 2009

Отличный дизайнер и не менее хороший человек - Сергей Мишалов на своем блоге попросил поддержать очередную эстафету и рассказать, почему-же мне нравится быть дизайнером и что в этом хорошего. Но рассказывать про офисных долбоящиков не хочу, т. к. они сидят под колпаком, в жестких рамках и даже плюсов никаких не видят в своем занятии. Поэтому рассказываю про фрилансеров!

1. Дизайн - это очень простое занятие, если вы его любите. Для того, чтобы стать дизайнером не нужны никакие специальные курсы, обучение по 5 лет в универах, никаких огромных вложений и длительных мучений. Почти каждый день я встречаю в сети людей, которые достигают моего уровня за год и даже меньше. При этом они полны идей, энтузиазма, амбиций и очень обожают свою деятельность. А когда дело нравится, можно заниматься им сутками!

2. У дизайнера достаточно высокооплачиваемая работа. Работая в средне-напряженном режиме, можно зарабатывать хорошие деньги. Ваше географическое местоположение при этом не имеет совершенно никакого значения. Также не очень-то и важен ваш уровень. Я все больше получаю подтверждений того, что люди нашей профессии очень редко сидят без работы. Ведь кому-то надо подешевле, кому-то подороже, кому-то срочно, а кто-то занят. Учитывая, что нормальных дизайнеров, которые чувствуют вкус не так уж и много, работой они завалены практически всегда.

3. У дизайнера может быть творческий кризис :) Или точнее для него это определение очень удобно. Под данным предлогом можно свалить на отдых, задержать кучу проектов, просто не взять что-нибудь в работу, сославшись на отсутсвие идей. Творческий кризис на самом деле - это очередной виток спирали, когда дизайнер зажрался, наработался и у него еще не кончаются заработанные деньги. Как только ситуация начинает ухудшаться, количество денег получает сразу определенную цифру, тут же проходит и вся депрессия, т. к. снова надо работать, чтобы с голода не помереть (примерно так это у всех).

Все! Не могу больше плюсов для себя определить. Скажу лишь, что свободным дизайнером очень легко стать, очень легко можно начать зарабатывать нормальные деньги и не под кого не прогибаться, выполняя только интересные проекты. Мешает этому лишь лень и у некоторых страх свалить с насиженой копеечной зарплаты в вонючем офисе.

Ну и по большому счету, дизайнер - это точно такая-же профессия, как и все остальные. Ничем не лучше и не хуже других. Со своими плюсами и минусами.

А эстафету передаю Алексею Морозову. Уверен, у него рассказ пооригинальнее получится ;)
9 сентября 2009

Очень знакомые ситуации, но в бытовых примерах.
9 сентября 2009
Основные темы:
Рекламная пауза:
Хорошие блоги:
© 2007—2017 Личный блог Степана Комарова (Mosquito)
О жизни, работе и целях дизайнера-фрилансера
Пишите письма: mail@designlife.ru